Как обеспечить корректное начисление платы за горячее водоснабжение жителям многоквартирных домов с закрытой системой теплоснабжения? • Санкт-Петербургский центр подготовки проектировщиков
25417
post-template-default,single,single-post,postid-25417,single-format-standard,ajax_fade,page_not_loaded,,select-child-theme-ver-1.0.0,select-theme-ver-4.6,wpb-js-composer js-comp-ver-5.5.5,vc_responsive

Как обеспечить корректное начисление платы за горячее водоснабжение жителям многоквартирных домов с закрытой системой теплоснабжения?

Этим вопросом задаётся любая управляющая компания, принимающая на баланс индивидуальный тепловой пункт и узел учета тепловой энергии в новостройке. Столкнулась с этим и та УК о которой пойдет речь в нашей статье. В недавно сданном доме, по многочисленным просьбам инициативной группы жильцов, УК разместила на информационном стенде письмо следующего содержания:

“Уважаемые собственники!

В связи с возникающими вопросами по тарифу на ГВС сообщаем следующее.

Ваш дом по адресу Березовая Роща 2 корпус. 1 оборудован индивидуальным тепловым пунктом в состав которого входят общедомовые приборы учета тепловой энергии, позволяющие фиксировать общий расход тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение (ГВС). В доме закрытая система ГВС, то есть приходящая в дом от котельной горячая вода используется на подогрев холодной воды в теплообменниках. Сама приходящая горячая вода в доме не расходуется (у нее происходит отбор тепла) , а по закрытому контуру через систему теплообменников и систему отопления  уходит обратно в котельную. Можно с известной долей условности сказать, что горячая вода производится непосредственно в доме, и  ее составляющими являются холодная вода и тепло. Стоимость ГВС складывается именно из этих двух компонентов: стоимости использованной холодной воды и стоимости затраченной на ее подогрев тепловой энергии. Для определения фактической стоимости 1 куб.м ГВС необходимо определить стоимость  тепловой энергии, израсходованной на весь объем ГВС в доме за период и разделить этот показатель на количество потребленных кубических метров ГВС и прибавить к этому показателю стоимость 1 куб.м холодной воды:

Стоимость 1 куб.мГВС= (V тепл.эн.ГВС)/(Vпотр.ГВС) х ТАРИФтепл.эн. + С-ть 1 куб.м ХВС

Данный расчет справедлив и прозрачен ,когда можно однозначно на основании приборов учета определить объем тепловой энергии, идущей отдельно и отдельно на горячее водоснабжение. В настоящее время это возможно сделать только в периоды, когда отсутствует отопление. Для того, что бы круглогодично производить расчет на основании приборных данных, требуется небольшая модернизация ИТП (предложение по модернизации вынесено для принятия решения на общее собрание собственников дома) 

Без модернизации ИТП в периоды, когда работает система отопления, вычислять стоимость ГВС можно на основании расчетного коэффициента перехода тепловой энергии в ГВС. Этот показатель  составляет 0,06 Гкал на 1 куб.м. ГВС. При этом не учитываться потери на рециркуляцию горячей воды, которые неизбежны, особенно при небольшом разборе воды.

В отопительный период ,в условиях, когда отсутствует возможность определить на основании приборного учета количества тепла отдельно для ГВС и отдельно для отопления, стоимость ГВС в расчете на 1 куб.м стабильна от месяца к месяцу (так как рассчитываться путем перемножения одних и тех же величин) , а оставшийся объем тепла будет распределяться на отопление. Данный способ единственный позволяющий произвести корректный и понятный расчет по ГВС и отоплению в условиях отсутствия всех необходимых приборов учета. “

Давайте попытаемся разобраться, почему в новом жилом доме, где вся проектная и рабочая документация прошла проверку по самым современным и актуальным требованиям, управляющая компания вынуждена подробно объяснять жителям с какими сложностями она сталкивается при начислении платы за ГВС и выносит на голосование собственников вопрос о модернизации узла учета тепловой энергии.

Можно было бы подумать, что произошла ошибка при проектировании узла учета тепла но при ближайшем рассмотрении нормативного документа МЕТОДИКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОГО УЧЕТА ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ, ТЕПЛОНОСИТЕЛЯ (Приложение к Постановлению Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г № 1034«О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя») , мы увидим что никаких дополнительных устройств и приборов для учета тепловой энергии на нужды ГВС в отопительный период данной методикой не предусмотрено. Стало быть, к проекту и его исполнению вопросов нет, так как все сделано в соответствии с действующими нормами.

Допустим, что ошибки в проектировании нет и мы посмотрим на способ расчета предлагаемый УК в периоды, когда невозможно разделить потребленную тепловую энергию по видам тепловых нагрузок.  По умолчанию УК берет в расчет 0,06 Гкал которые тратятся на подогрев одного куба холодной воды, что на наш взгляд является  очень грубым приближением истинной величины. Количество Гкал затраченных на подогрев одного куба зависит от множества условий, в которых идет приготовление ГВС. Вот только некоторые из них: начальная и конечная температура жидкости, КПД теплообменного оборудования, потери по температуре в циркуляционном кольце, качество настройки ПИД регулятора. Все эти факторы не постоянны и могут меняться в зависимости от времени года, износа оборудования ИТП и загрязнения пластин теплообменника.

К примеру, в часы максимального водозабора загрязненный теплообменник может не справляться с нагревом большого количества воды и выдавать потребителю ГВС с температурой 40 градусов. В итоге при усредненном расчете жильцам начислят стоимость кубического метра ГВС исходя из расчетных 60 градусов, тогда как по факту они получали недогретую воду. В этом случае переплата жильцов составит около 15-20%. Ситуаций когда усредненный расчет будет далек от фактического теплопотребления может быть множество и перечислять их можно долго.

Что же остаётся жильцам, которые хотят видеть прозрачные и понятные начисления за ГВС? Выход у них только один – по итогам общего собрания собственников проголосовать за модернизацию узла учета тепловой энергии и из своих карманов доплатить за то, что 17 марта 2014 года МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО КОМУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ приказом за №99/ПР. выпустило в жизнь документ не отвечающий современным реалиям учета тепловой энергии!

Нет комментариев

Оставить комментарий